Нейрогимнастика для дошкольников с нарушениями речи (для развития межполушарного взаимодействия)
На сегодняшний день в работе с дошкольниками мы сталкиваемся с такими отклонениями в развитии детей, с которыми при использовании известных и хорошо зарекомендовавших себя способов удаётся справиться лишь частично. Современные дети живут в совершенно ином мире, они получают другой опыт, другая социальная ситуация, наследственность, экологическая обстановка. Много неблагоприятных факторов сказываются на появление ребёнка на свет и его дальнейшее развитие. Возникает патологическая симптоматика, которую с помощью традиционных методов устранить не всегда удаётся. Поэтому учитель-логопед нашего детского сада Кондратьева Наталья Алексеевна в своей работе использует метод замещающего онтогенеза в нейропсихологии.
Нейропсихология – наука о взаимосвязи психических процессов с работой головного мозга, его отделов, правого и левого полушария.
Как известно, мозг человека имеет 2 полушария. Левое полушарие отвечает за операции с последовательностями, линейные представления, операции с перечнями, с числом, отвечает за анализ, логику, речь (слово), а правое полушарие отвечает за умение планировать, за образное мышление, креативность, за пространственную ориентацию, целостное восприятие, трёхмерное восприятие, воображение, мечты, ритм, цвет. Эти оба полушария мозга человека должны быть равномерно развиты. Если этого не происходит, у ребёнка возникают разного рода проблемы: нарушение речи, дезориентация в пространстве, проблемы с восприятием зрительной информации, сложности с обучением чтению и письму и т.д.
Помочь развитию межполушарного взаимодействия призвана нейрогимнастика, которая развивает мозг и совершенствует его деятельность.
Помимо развития межполушарного взаимодействия, нейрогимнастика решает следующие задачи: развивает и совершенствует мозговую деятельность, развивает симметричные и ассимметричные движения ребёнка, снижает утомляемость, развивает крупную и мелкую моторику, служит для профилактики дисграфии и дислексии в школе.
Прежде чем начать работу с детьми педагог должен знать как повлияет то или иное задание на формирование процессов у ребенка, поэтому 8 декабря 2021 года на базе нашего детского сада Наталья Алексеевна провела с педагогами мастер – класс по теме: «Нейрогимнастика для дошкольников с нарушениями речи».
Педагогам были предложены следующие упражнения:
Упражнение №1.
Оборудование:- листы бумаги А-4 на каждого педагога;
- 2 прямоугольника размером 4*9 см;
- 2 круга диаметром 7 см;
- 2 лепестка или овала 3,5*9 см разного цвета;
На листе бумаги располагаем по 2 фигуры: круги, овалы, прямоугольники. Выполняем упражнение: «ладонь, кулак, ребро», на прямоугольники кладём ладони, на круги – кулаки, на овалы (лепестки) – рёбра ладони. Но расположить эти фигуры на листе можно и совсем в другом порядке: не парами, а вразброс, тогда это упражнение будет выполнять ребёнку намного труднее. Мозгу ребёнка нужно будет потрудиться.
Упражнение№2: на столе стоят 3 сосуда, второй сосуд пустой, а в первом и третьем лежат цветные камешки. Одновременно одноразовыми ложками из крайних сосудов в средний перекладываем камешки. Камешки можно заменить рожками или орешками.
Упражнение №3: на листе бумаги А-4 начертили 2 симметричных узора. Цветные пробки от детского пюре одновременно двигать по этим узорам.
Упражнение №4: в коробке лежат цветные камешки, одновременно правой рукой отбираем камешки синего цвета, а левой рукой – белого.
Упражнение №5: пишем цифры обеими руками в одну сторону, затем в другую, затем левой рукой влево, правой рукой вправо.
Таким образом, предотвратить или смягчить очень серьёзные проблемы такие, как нарушения развития речи, логоневрозы, повышенную возбудимость, нарушения внимания, памяти и гораздо более тяжёлые проблемы в дошкольном и в младшем школьном возрасте помогает гимнастика мозга или кинезиологические упражнения, которые мы рассмотрели выше.
Данные упражнения без особого труда можно использовать и дома родителям между приготовлением пищи, уборкой комнаты и т.д. Надеемся наш материал будет вам полезен.
Смотрите нашу фотогалерею.
Мурыгина Надежда Викторовна,
старший воспитатель ЦРР – детского сада №12 пгт.Ярославский
22 Февраль 2022, 254 просмотра.