Совещание руководителей
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу…
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит
в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему…»
Д.С. Лихачев
Региональный компонент дошкольного образования
как одно из условий реализации ФГОС ДО
(совещание для руководителей ДОУ
Хорольского муниципального района)
Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.
1 декабря 2016 года на базе ЦРР-детского сада №12 пгт.Ярославский прошло совещание для руководителей ДОУ на тему: «Региональный компонент дошкольного образования как одно из условий реализации ФГОС ДО».
Заведующим детских садов района была предложена нормативно-правовая документация о специфике национальных, социокультурных и иных условиях, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Региональный компонент является областью освоения ребенком мира, где его ценности показаны через культуру, историю своего края. Ребенок осознает, что его малая родина - это часть огромной страны и мира. В его жизни происходят все те ценностные явления, что и на всей Земле. Но, с другой стороны, у ребенка формируется понимание своеобразия той родной страны, где он родился и живет. Он должен знать свои корни, свою предысторию. Традиционная региональная культура, став предметом деятельностного, практического освоения детьми, должна конкретизировать общечеловеческие ценности: трудолюбие, дружелюбие, бесстрашие, отсутствие национальной неприязни. Необходимо, чтобы программа предусматривала освоение регионального содержания через реализацию системно-деятельностного подхода, когда дети не просто усваивают непонятные сведения из истории своей страны, своего города, поселка, села, а проживают реальные эмоциональные события, совершают понятные для них действия и поступки. Важно, чтобы дети активно, эмоционально, с желанием и собственно детской инициативой познавали традиции и особенности культуры своего места жительства; проявляли искренне заинтересованное внимание к культуре, природе родного края, людям, которые живут рядом и нуждаются в нашей помощи и поддержке.
И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Основными целями регионального компонента являются:
- создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
- формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к истории, природе и культуре родного края, воспитание чувства гордости за свою малую Родину;
- обеспечение единства образовательного пространства.
Из опыта работы был предложен материал для эффективной реализации регионального компонента, а также рассмотрен ряд педагогических условий:
-Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ФОТО
- Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
-Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
-Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Для реализации регионального компонента в нашем детском саду созданы достаточные условия ( в соответствие с ФГОС ДО). На территории дошкольного учреждения расположены уголок леса и уголок сада, экологические точки, где дошкольники знакомятся с деревьями и кустарниками местности, в которой живут, имеются цветники, за которыми ухаживают сотрудники, воспитанники и родители. Большое значение для полноценной реализации национально-регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства.
В каждой возрастной группе оформлены уголки Родины, в которых находится иллюстративный материал, журналы, книги, открытки о родном крае, фотоальбомы, по ознакомлению дошкольников с семьей, детским садом, поселком, краем, их символикой, столицей Приморского края, животными и растениями края, где дети, в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. Предлагаемый материал систематически меняется, обновляется, дополняется. В творческой зоне имеется материал, собранный детьми, для изобразительного творчества, ручного труда. Кроме того, в ДОУ имеются предметы старины и быта. В музыкальном кабинете имеется аудиотека «Родимая сторонушка», иллюстративный материал «Моя малая Родина». В костюмерной – несколько вариантов русских народных костюмов. В методическом кабинете в помощь воспитателям оформлены дидактические материалы, наглядные пособия, иллюстрации, картины, образцы полезных ископаемых края, района, подобрана медиатека. Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки-самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ.
Проведенная тематическая проверка по теме «Изменения предметно-развивающего пространства соответствующие требованиям ФГОС» показала, что в ДОУ ведётся работа по обогащению безопасного, многофункционального и насыщенного предметно-развивающего пространства по требованиям ФГОС ДО.
Воспитание любви к своей Родине, своему краю, родному селу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В.А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Результаты работы по реализации регионального компонента в образовательной деятельности учреждения рассматриваются как целевые ориентиры, которые представляют собой социально — нормативные возрастные характеристики достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования. Воспитанники проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою малую родину и её достижения; имеют первичные представления о семье, традиционных семейных ценностях; обладают начальными представлениями о природном и социальном мире, в котором они живут.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках ООП позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника.
Руководителям ДОУ района был предложен опыт работы педагогов по следующим темам:
- Отражение регионального компонента путем музейной педагогике в детском саду. (Павленко Ольга Владимировна, воспитатель старшей группы)
- Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников
(Немцова Людмила Юрьевна, воспитатель коррекционно-логопедической подготовительной к школе группы).
Заведующие детских садов района позитивно воспринимали весь предлагаемый материал.
По окончании семинара была проведена рефлексия в форме игры «Клубочек».
Смотрите нашу фотогалерею.
Мурыгина Надежда Викторовна,
старший воспитатель ЦРР-детского сада №12 пгт.Ярославский
06 Декабрь 2016, 1130 просмотров.